Роль электронной подписи в информационном сообществе

Развитие информационного сообщества в Российской Федерации стремительно набирает обороты: большинство бизнес-процессов различных предприятий происходит в электронной форме, граждане РФ используют интернет для получения необходимой информации, государственные органы исполнительной власти реализуют свои функции и оказывают услуги с помощью веб-решений.

Широкое внедрение информационных технологий в повседневную жизнь стало возможным благодаря применению электронной подписи (ЭЦП). Определение «ЭЦП» в Российской Федерации было введено в 2002 году Федеральным законом «Об электронной цифровой подписи» №1-ФЗ от 10.01.2002 года. Федеральный закон наделил электронную цифровую подпись полномочиями заверять электронные документы и приравнял ЭЦП по юридической значимости к собственноручной рукописной подписи.

Появление такого инструмента как электронная цифровая подпись обусловило появление первых систем юридически-значимого электронного документооборота. Предприятия-налогоплательщики получили возможность сдавать отчетность (налоговые декларации, бухгалтерские балансы) в инспекции ФНС через интернет, заверив их ЭЦП. В банках большую популярность стали приобретать системы Банк-Клиент, с помощью которых различные организации и в настоящее время совершают электронные денежные переводы, при этом платежные поручения также подписываются электронной подписью.

В настоящее время предприятия ведут полноценный электронный юридически-значимый документооборот со всеми контролирующими органами – Федеральной налоговой службой, Пенсионным Фондом, Фондом социального страхования, Росстатом и т.д. Электронная подпись (ЭЦП) освободила всех от обязанности вести бумажный документооборот, тем самым у бизнеса появились новые возможности для развития партнерских взаимодействий в различных, даже самых удаленных регионах.

Электронная подпись (ЭЦП) активно применяется нашим государством, как для осуществления межведомственного взаимодействия, так и для размещения государственного заказа. В 2010 году особую актуальность ЭЦП приобрела у участников размещения заказа, как необходимый инструмент для участия в открытых государственных электронных аукционах.

Активное проникновение электронной подписи (ЭЦП) в различные сферы информационного сообщества обусловило усиление законодательной базы и необходимость правового регулирования вопросов электронного взаимодействия, а также ответственность Удостоверяющих центров (УЦ). Таким образом, на смену Федеральному закону №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.2002 года пришел Федеральный закон №63-ФЗ «Об электронной подписи» от 06.04.2011 года, который расширил и конкретизировал определение электронной подписи, а также установил ответственность Удостоверяющих центров (УЦ) перед владельцами ЭЦП.

Нововведения в законодательной базе и переход на квалифицированную электронную подпись стали большим шагом вперед на пути к объединению разрозненных информационных систем. В соответствии с Федеральным законом №63-ФЗ от 06.04.2011 года «Об электронной подписи» информационные системы государственных органов исполнительной власти обязаны принимать усиленные квалифицированные сертификаты, выпущенные Удостоверяющими центрами по единым требованиям. Вслед за государственными информационными системами, на использование квалифицированной электронной подписи (ЭЦП), переходят и коммерческие интернет ресурсы.

Таким образом, определение единых требований к электронной подписи стало первым важным шагом на пути к созданию единого унифицированного информационного пространства, в котором были бы четко определены формы и форматы документов, требования, роли, полномочия, ответственность - всех участников взаимодействия, в том числе и самих информационных систем.  

Обратный звонок

Оставьте ваш номер телефона, и мы вам перезвоним.